Судебная власть фрг

Современная судебная система Германии

Судебная власть фрг

Каждое государство прошло ряд этапов в своем развитии, естественным результатом которых стало формирование эффективных систем управления. В зависимости от того, какой путь прошло государство, таков и практический опыт, применяемый в указанных системах.

В первую очередь он влияет на судебную систему. Примечательно, что во многих европейских странах она имеет множество схожих черт. Особенно это заметно, когда мы говорим о судебных системах Франции и Германии, которые получили свою базу от древних римлян.

А те, в свою очередь, переняли многие черты у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти. Сегодня темой нашей статьи будет современная судебная система Германии.

Мы расскажем о том, как действуют суды в этом государстве и что именно повлияло на их формирование, приведя к определенному виду.

Факторы, повлиявшие на создание судебной системы

Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции.

Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей.

Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.

Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.

Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт.

Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.

Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций.

В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства.

Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.

Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.

Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.

Если говорить о судебной системе Германии кратко, то можно сказать, что ее относят к романо-германской правовой группе. Именно она принята в Европе за основу и по ней можно легко проследить развитие этой системы в разных государствах поэтапно.

Обращаясь к истории, специалисты делают вывод, что развитию судебных институтов способствовало стремление народа жить в определенном обществе в безопасности. Практически все люди тяготеют к общению, а, следовательно, в его процессе вырабатывают ряд правил, которые неукоснительно соблюдают. Любое нарушение требует тщательного разбирательства, что им могут обеспечить суды.

Можно сказать, что правовой статус судебной системы Германии был сформирован под влиянием потребности людей заявить о своих притязаниях на что-то и доказать справедливость этих требований. То есть населению требовалось вмешательство государства, чтобы доказать свои права.

Отличительной особенностью судебной системы Германии является тот факт, что до сих пор эта страна занимает ведущую роль в Европе по гражданским искам. Это доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

Кто формировал судебную власть в Германии?

В данной статье о судебной системе Германии мы рассказываем максимально широко, поэтому не можем не упомянуть о том, кто именно оказал влияние на нее. Ведь то, в каком виде этот институт власти известен сегодня, произошло в процессе столетних преобразований.

В первую очередь хочется отметить, что легитимным правом на формирование судебной системы обладали правители. Поэтому они и создавали подобные институты для защиты своих интересов, прав и свобод.

Правом вершить суд по статусу обладали монархи, причем этой своей привилегией они пользовались вполне успешно. Однако нельзя сказать, что судебную систему они формировали единолично.

Ведь она обязательно должна включать в себя некую идеологию, которая в случае с европейскими судами была взята у церкви.

Именно отношение духовной власти к определенным аспектам жизни социума оказало непосредственное влияние на судебную систему Европы и Германии, в том числе. К тринадцатому веку благодаря церкви были разработаны основы права, которые в дальнейшем успешно использовались при рассмотрении различных исков. Причем сами священнослужители всегда принимали участие в судебных исках.

Новой ступенью можно назвать эволюцию судебной системы Германии 19-20 вв. Именно она способствовала тому, что разрозненные суды превратились в мощную государственную систему. В этот период церковь потеряла свое значение и в дальнейшем она его так и не вернула.

На данном этапе государство полностью сосредоточилось на изменении существующих норм и формировало новые гражданские и уголовные нормативы. Как мы уже говорили, влияние на этот процесс оказали революции и войны.

Они взяли на себя роль рычага, под давлением которого происходила «отливка» новой системы, представленной сегодня в современном варианте.

Отличительные особенности судебной системы в Германии

В ФРГ судебная ветвь власти имеет мало отличий от принятой в других европейских государствах. Но некоторые из них все же можно выделить:

  • значительное количество гражданских исков;
  • востребованность среди простых граждан;
  • формирование основных норм посредством духовенства;
  • опора на самосознание граждан, что поддерживает легитимность данного института власти;
  • централизованность;
  • широкая разветвленность и узкая направленность многих ветвей.

Современная судебная система Германии обладает всеми перечисленными чертами, но чтобы понять все ее особенности, необходимо углубиться в анализ самой структуры. Этим мы и займемся в следующих разделах стать.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

  • конституционное судопроизводство;
  • самостоятельные отрасли (их пять).

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

  • общая;
  • трудовая;
  • социальная;
  • финансовая;
  • административная.

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Конституционный суд: краткая характеристика

Описание современной судебной системы Германии необходимо начинать именно с данной структуры.

Этот орган является самым важным и относится к высшим инстанциям. В свою очередь его можно разделить на две ветви:

  • Конституционный суд земель.
  • Федеральный конституционный суд.

Все решения этих институтов власти представляю собой некий гарант правовых свобод и соблюдения Конституции всеми членами общества без исключения.

Заседает данная инстанция в городе Карлсруэ, куда и стекаются все дела, которые ранее прошли уже несколько промежуточных инстанций. Конституционный суд рассматривает только те иски, которые касаются нормативно-правовых актов.

Примечательно, что каждый гражданин ФРГ имеет полное право подать иск в этот суд, чтобы удостовериться, что тот или иной закон, постановление или указ не противоречат Конституции Германии. Многие считают, что этот институт имеет очень важное значение для развития правовой системы страны.

Описываемый нами суд практически обеспечивает устойчивость всей системы в целом, а потому выступает ее столпом и гарантом.

Общая юстиция

Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:

  • уголовные;
  • гражданские;
  • семейные;
  • наследственные.

Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:

  • местные;
  • региональные;
  • верховные региональные;
  • высшие федеральные.

В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.

Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:

  • участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
  • суды земель (сюда подают апелляции);
  • высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
  • верховный суд.

Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.

Трудовая юстиция

Суды данной ветви власти помогают решить все вопросы, связанные с Трудовым кодексом. Судьи часто рассматривают дела, касающиеся компенсаций при увольнении, внутренних споров сотрудников одной компании, неправильного оформления трудовых контрактов и так далее.

Подобные суды также имеют иерархию, она состоит из трех ступеней. Стоит заметить, что исков, подпадающих под описываемую категорию, в Германии довольно много. Вопросы решаются очень просто и быстро, а апелляции подаются крайне редко.

Социальная юстиция

Система судов по социальным вопросам получила широкое распространение в стране. К основным делам, рассматриваемым данной инстанцией, можно отнести следующие:

  • общественная безопасность;
  • система здравоохранения;
  • социальные гарантии;
  • страхование частных лиц и так далее.

В социальной юстиции система имеет три ступени:

  • суд по социальным вопросам (их в стране сорок восемь);
  • суд земли по социальным вопросам;
  • федеральный суд.

Интересно, что подобные дела рассматриваются чаще всего составом из трех судей. Один из них является профессионалом, а два других – выборными.

Финансовая юстиция

Данные суды в первую очередь созданы для решения налоговых вопросов. Система имеет всего два уровня. На первом дела рассматриваются тремя судьями, на втором – коллегией из пяти человек.

К налоговым вопросам в Германии относят и иски по таможенным сборам. Они также попадают под финансовую юрисдикцию.

Административная юстиция

Суды этой категории рассматривают множество дел. К примеру, сюда попадают иски между государством и отдельными регионами, спорные дела по строительству дорог, вопросы между органами управления.

Трехступенчатая система подразумевает три судебные инстанции:

  • административные суды;
  • высшие административные суды;
  • федеральный суд.

Часто первую ступень судов можно подразделить еще на несколько категорий. Их относят к профессиональным, так как они рассматривают конкретные вопросы, связанные с узкой направленностью.

Источник: https://FB.ru/article/366411/sovremennaya-sudebnaya-sistema-germanii

Судебная система Германии

Судебная власть фрг

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей».

При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи.

Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды

Конституционный суд

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу).

Это самые распространенные суды в Германии.

Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Источник: http://interlaws.ru/sudebnaja-sistema-germanii/

Gidprava
Добавить комментарий