Система органов судебной власти франция

Особенности системы судебной власти Франции

Система органов судебной власти франция

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды.

Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции.

Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел.

Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных).

Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

Замечание 1

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль.

Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции.

В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Замечание 2

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Определение 1

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции).

В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории.

Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Замечание 3

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов).

Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника.

Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий.

Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель.

Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Замечание 4

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм.

Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора.

Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор.

Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами.

С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов.

Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Замечание 5

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц.

Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения.

Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др.

Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий.

Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/osobennosti-sistemy-sudebnoj-vlasti-frantsii/

Судебная система Франции — схема. Специализированные суды. Уголовный кодекс Франции

Система органов судебной власти франция

Государственное развитие Франции опирается на устойчивую правовую систему. В Конституциях 1940 и 1958 годов определились основы компетенций и взаимодействия существующих ветвей власти. Судебная система Франции, кратко говоря, позволяет государству обеспечивать реализацию гражданами их свобод и прав. Она выступает в качестве одного из фундаментальных элементов государства.

Судебная система Франции: схема

Структура этой ветви власти включает в себя три ключевых звена:

  1. Кассационный орган. Он считается одной из старейших структур.
  2. Апелляционные суды. Их юрисдикция охватывает территорию департаментов и заморских регионов.
  3. Суды первой инстанции.

Кассация

Этот суд возглавляет всю систему. Кассация существовала еще в эпоху, предшествующую революции 1789 г. Нынешнее название суд получил в 1790 г. Располагается орган в Париже. В его составе присутствует 5 палат, рассматривающих гражданские дела, и одна по уголовным. Структура кассации определяется в декретах 1982-1983 гг. В соответствии с их положениями, в суде присутствуют:

  1. Первый председатель.
  2. 84 члена суда. Их называют советниками.
  3. 6 председателей палат.
  4. 36 советников-докладчиков разной категории.
  5. Генпрокурор при кассации.
  6. Один первый и 19 обычных генеральных адвокатов. Они все выступают не в качестве представителей сторон, а как помощники генпрокурора.
  7. Аудиторы.

Компетенция

Кассация рассматривает жалобы на постановления, принятые нижестоящими органами, по которым обычно (но не обязательно) у сторон исчерпаны все возможности оспаривания в апелляционном порядке. При этом разбираются заявления только по вопросам, касающимся права, а не факта.

Жалобу можно подать на неверное применение законодательства и нарушение процессуальных положений. Заявления по уголовным производства рассматриваются по вновь открывшимся фактам в отношении вступивших в силу приговоров. Однако разбирательство допускается только в пользу осужденных.

Это исключает оспаривание оправдательных решений, кроме как самим субъектом, который был привлечен как обвиняемый.

Постановления кассации выносит или одна из палат, или смешанная коллегия из трех представителей. Решение может приниматься и пленумом. В его состав включается первый председатель, председатели и дуайены (старейшины) палат, а также по два представителя другой категории от каждой из них.

Апелляционные суды

На континенте их насчитывается 30. Юрисдикция каждого суда охватывает несколько департаментов (2-4). В заморских территориях действует 5 органов. Рассмотрев жалобу по уголовному производству, палата или оставляет приговор без изменения, или отменяет его.

При этом она обычно сама выносит новое решение. Только в отдельных случаях палата направляет материалы на новое рассмотрение в нижестоящий орган. В состав каждого суда входит одна и более камер с одним председателем и двумя членами инстанции.

Эти структуры выступают как контрольный орган. Они следят за предварительным следствием (заключением обвиняемого). Камеры выступают и как орган непосредственного предания суду.

Палаты по гражданскому производству разбирают жалобы на постановления, принятые не только структурами общей юрисдикции, но и прочими трибуналами (торговыми в том числе).

В это звено включены:

  1. Трибуналы большого и малого процессов. Они рассматривают гражданские дела.
  2. Суды присяжных, полицейские и исправительные трибуналы. В их компетенцию отнесены дела, связанные с нарушением УК.

Слово «трибунал» свидетельствует не о чрезвычайном характере органов. Этот термин указывает на более ограниченный объем компетенции в сравнении с остальными структурами.

Трибуналы

Судебная система Франции включает 181 трибунал большого процесса. После реформы 1983 г. как минимум по одному из них присутствует в каждом департаменте государства (их насчитывается 96). В составе этих органов включены председатели и разное количество должностных лиц, непосредственно ведущих разбирательство.

К компетенции трибунала по большому процессу относится рассмотрение имущественных гражданских дел с ценой иска более 30 тыс. франков. Кроме этого, они уполномочены на разбирательство большого числа споров отдельных категорий. В частности, это дела, связанные с недвижимостью и гражданством, бракоразводные процессы, усыновление и так далее.

После реформы 1983-го в стране насчитывается 470 трибуналов малого процесса, учрежденных взамен мировым судам. Они были введены еще в 1958-м. Располагаются трибуналы в главных городах во всех департаментах и округах. Суд малой инстанции рассматривает определенные типы дел. К ним, в числе прочего, относят и имущественные споры с ценой иска до 30 тыс. франков.

Судебная система Франции не предусматривает обжалование решений по делам с суммами до 13 тыс.

Коллегиальные органы

К ним можно отнести суды присяжных. В их исключительную компетенцию отнесены разбирательства по тяжким преступлениям. Суды заседают в Париже и во всех департаментах, имея соответствующие наименования. В составе каждого органа присутствует два профессиональных должностных лица во главе с председателем.

Он является членом апелляционного суда. 9 заседателей призываются к выполнению обязанностей в соответствии с департаментским списком избирателей после отбора комиссиями путем жеребьевки. Решения принимаются большинством.

При этом неблагоприятное для обвиняемого постановление, в том числе связанное с отказом признать смягчающие обстоятельства, должно быть вынесено при перевесе не менее 8 человек из 12 участников обсуждения. Обвинительные приговоры, принятые заседателями, считаются окончательными.

Апелляционный суд присяжных отсутствует. Оправдательный приговор не может быть оспорен стороной обвинения и в кассации.

Исправительные трибуналы

Эти органы рассматривают дела о преступлениях. Термин «исправительный» связан с тем, что Уголовный кодекс Франции в статье 1 называет так наказания за правонарушения. Дела в этих органах разбираются коллегиально.

Рассмотрение деликтов осуществляется тремя судьями. Дела некоторых категорий могут разбираться единолично.

К ним относят нарушения ПДД, правил рыболовства и охоты, прочие проступки, наказание за которые предусматривает Уголовный кодекс Франции.

Полицейские трибуналы

Они разбирают уголовные дела, по которым в качестве максимального наказания назначается штраф до 10 тыс. франков либо, в некоторых случаях, арест на 1-60 дней. Термин «полицейский» также обусловлено названием санкций, предусмотренных в УК за отдельные виды проступков. Дела рассматривают судьи трибуналов малого процесса единолично.

Особые органы

В общей структуре институтов, уполномоченных на рассмотрение разных дел, предусмотрены специализированные суды. Часть из них является учреждениями по делам несовершеннолетних. Другие специализированные суды рассматривают конкретные группы дел:

  1. Торговые трибуналы.
  2. Комиссии по соцстрахованию.
  3. Трибуналы по делам, связанным с морской торговлей.
  4. Советы прюдомов.
  5. Паритетные трибуналы по аренде земли и пр.

Наибольшее значение из указанных учреждений имеют советы прюдомов и торговые трибуналы. Последних насчитывается 227. В их составе присутствует три судьи-консула.

Эти должностные лица разбирают споры, которые возникают между сторонами любых торговых соглашений, членами товариществ, дела по обязательствам предпринимателей, банкиров, связанные с ликвидацией организаций и пр.

Советы прюдомов – безупречно честных людей – служат для примирения или разрешения конфликтов, касающихся исполнения, оформления, расторжения трудовых договоров. В 1985 г. был учрежден Высший совет – консультативное учреждение при министерствах труда и юстиции.

ВС

Особую роль судебная система Франции отводит учреждению, в компетенцию которого входит разбирательство дел по обвинению главы государства в госизмене, министров — в тяжких преступлениях и деликтах при выполнении ими служебных обязанностей.

Этот орган формируется из равного количества членов обеих парламентских палат. Таким образом, в его составе по 12 должностных лиц и по шесть заместителей.

Расследование указанных обвинений и предание высших лиц государства суду производится исключительно в соответствии с решением, принятым обеими парламентскими палатами.

Дополнительно

Судебная система Франции с 1953 по 1981 годы включала в себя чрезвычайное учреждение, рассматривавшего дела по преступлениям против внешней и внутренней безопасности страны. В настоящее время они отнесены к компетенции органов общей юрисдикции. Обвиняемый может обратиться к защитнику за помощью в деле.

До 1971-го в стране различались юридические профессии, соответственно, разной была стоимость услуг адвоката. В настоящее время все они слились воедино в общую категорию защитников. Соответственно, в целом средняя стоимость услуг адвоката для одной категории дел одинаковая.

Ставка младших юристов составляет порядка 150 евро/час, защитника с 2-летним опытом – 200-250 евро/час.

Источник: https://FB.ru/article/288138/sudebnaya-sistema-frantsii---shema-spetsializirovannyie-sudyi-ugolovnyiy-kodeks-frantsii

Gidprava
Добавить комментарий