Налоговый кодекс рф ст 80 п 3

Отчетность в реорганизуемой компании

Налоговый кодекс рф ст 80 п 3

СтатьиУчет и отчетностьОтчетность в реорганизуемой компаниисегодня в 08:18

ФНС опубликовала письмо с разъяснениями о порядке представ- ления правопреемником отчетности и уплаты налогов и взносов в случае реорганизации компании в форме преобразования.

Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента КСК групп «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» изучила документ и ответила на возможные вопросы бухгалтеров.

Итак, разберемся, что делать бухгалтеру компании-правопреемника в случае, если произошла реорганизация в форме преобразования, при этом прежнее общество не успело сдать налоговую отчетность до момента снятия его с учета.

Для начала расскажите, что делать с декларацией по налогу на прибыль?

Правопреемник сдает налоговые декларации по налогу на прибыль за реорганизованную компанию и ее обособленные подразделения, как за отчетный, так и за налоговый период, только если сама реорганизованная компания этого не сделала до момента снятия ее с учета, об этом говорится в статье 50 Налогового кодекса.

Какой расчетный период нам нужно учесть?

Последний налоговый период для расчета налога на прибыль определяется исходя из даты реорганизации компании. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса последним периодом при прекращении деятельности компании путем реорганизации является период с 1 января года, в котором прекращена деятельность, до дня государственной регистрации окончания процедуры реорганизации.

Это значит, что в случае если компания реорганизована, например, 15 мая 2019 года, отчетным периодом будет являться I квартал 2019 года, а налоговым периодом – интервал с 1 января по 15 мая 2019 года. Когда окончание отчетного и налогового периодов приходится на одну и туже дату, декларация сдается только за последний налоговый период.

Куда мы должны направить декларацию?

Отчет по налогу на прибыль за реорганизованную компанию и ее обособленные подразделения сдается по местонахождению ее правопреемника (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Какой будет срок сдачи декларации и уплаты налога?

Срок сдачи деклараций по налогу на прибыль за последний налоговый период для реорганизуемых компаний в НК РФ не определен, поэтому документы должны быть сданы в сроки, установленные для отчетного периода, в котором произошла реорганизация.

Например, если эта процедура завершилась 15 июля 2019 года и реорганизованная компания сама не успела отчитаться за II квартал 2019 года, то это должен сделать правопреемник в срок до 29 июля 2019 года.

Подать декларацию за период с 1 января 2019 года до 15 июля 2019 года правопреемник должен в срок не позднее 30 марта 2020 года (п. 3 ст. 289 НК РФ, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № СД-4-3/22085@).

Уплата налога на прибыль производится в те же сроки, что и подача налоговых деклараций.

Какие реквизиты указывать правопреемнику?

Правопреемник, заполняя декларацию по налогу на прибыль за реорганизованную компанию, указывает в верхней части титульного листа:

  • свои, то есть правопреемника, ИНН и КПП;
  • реквизиты «по месту нахождения (учета) (код)» – код «215» или «216» в зависимости от того, является правопреемник крупнейшим налогоплательщиком или нет;
  • реквизиты «организация/обособленное подразделение» – наименование реорганизованной компании или ее обособленного подразделения;
  • реквизиты «ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)» – ИНН и КПП реорганизованной компании или ее обособленных подразделений.

Такой порядок заполнения деклараций закреплен пунктом 2.6 приказа ФНС России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@.

С «прибыльным» отчетом все понятно, теперь перейдем к декларации по налогу на имущество и земельному налогу – их нужно сдавать?

С декларациями по налогу на имущество и по земельному налогу ситуация такая же, как и с налогом на прибыль. Правопреемник сдает документы за реорганизованную компанию и ее обособленные подразделения, как за отчетный, так и за налоговый период, только если сама реорганизованная компания этого не сделала до момента снятия ее с учета.

Как определить последний налоговый период?

Последний налоговый период для расчета налога на имущество и земельного налога определяется исходя из даты реорганизации компании. Налоговым периодом будет отрезок времени с 1 января года, в котором прекращена деятельность компании, до дня государственной регистрации окончания процедуры реорганизации.

Куда нам нужно направить эти документы и в какой срок?

Отчеты по налогу на имущество и земельному налогу за реорганизованную компанию сдаются по местонахождению ее правопреемника (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сроки сдачи этих деклараций в Налоговом кодексе опять же не установлены, поэтому документы должны быть сданы в сроки, установленные для отчетного периода, в котором произошла реорганизация.

По налогу на имущество декларацию необходимо сдать до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по земельному налогу – до 1 февраля (п. 3 ст. 386 и п. 3 ст. 398 НК РФ).

Необходимо помнить, что сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество устанавливаются субъектами Российской Федерации (п. 1 ст. 383 НК РФ), а земельного налога – нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Перейдем к расчетам по страховым взносам и уплачиваем взносы. Как быть с ними?

Уплачивает страховые взносы и сдает расчеты правопреемник, только если сама реорганизованная компания этого не сделала до завершения процедуры реорганизации.

Каким будет последний налоговый период?

Для расчета страховых взносов последний период определяется исходя из даты реорганизации компании. Налоговым периодом будет отрезок времени с 1 января года, в котором прекращена деятельность компании, до дня государственной регистрации окончания процедуры реорганизации.

Куда мы должны направить расчет?

Расчет по страховым взносам за реорганизованную компанию сдается по местонахождению ее правопреемника (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Каким будет срок предоставления расчета и уплаты сбора?

Срок сдачи расчета по страховым взносам за последний расчетный период реорганизуемыми компаниями в Налоговом кодексе не установлен, поэтому расчет должен быть сдан в сроки, установленные для отчетного периода, в котором произошла реорганизация. Общий срок сдачи расчета по страховым взносам – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Обратите внимание

Налоговым кодексом предусмотрена возможность заранее уплатить взносы, не дожидаясь окончания процедуры реорганизации. Если реорганизуемая компания этого не сделала, то платить обязан преемник. Взносы уплачиваются ежемесячно, – уплата не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Комментарий к статье 80 НК РФ

Налоговый кодекс рф ст 80 п 3

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

Налоговые расчеты: виды и определения

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Итоги

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

Итоги

Источник: https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/kommentarij_k_state_80_nk_rf/

Добровольная и принудительная ликвидация

Налоговый кодекс рф ст 80 п 3
18.09.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 8 (113), сетнябрь 2019.

У бухгалтера процесс ликвидации всегда вызывает целый ряд вопросов: во-первых, с ним не так часто приходится сталкиваться; во-вторых, многие бухгалтерские процедуры недостаточно регламентированы с нормативной точки зрения.

В этой статье рассмотрим основные вопросы ликвидации коммерческих организаций (самые распространенные это, конечно, ООО и АО), вызывающие интерес у бухгалтера: особенности бухучета на каждом этапе, порядок формирования бухгалтерской отчетности, способы снижения налоговых рисков и риска назначения выездной налоговой проверки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) юридические лица могут ликвидироваться в добровольном и принудительном (по решению суда) порядке. В отдельный вид прекращения деятельности можно выделить банкротство, потому что оно во многом отличается от обычных процедур ликвидации и регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что такое ликвидация с юридической точки зрения? В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица ― это прекращение его существования с исключением из реестра юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим организациям.

Причины добровольной ликвидации  не ограничены законодательно и могут быть самые разные: противоречия между учредителями, достижение поставленных перед организацией целей, недостаточная эффективность работы компании.

Ни для кого не секрет, что многие компании прибегают к добровольной ликвидации, считая ее эффективным инструментом снижения рисков выездной налоговой проверки в будущем. Ведь пройти выездную проверку налоговой инспекции без налоговых доначислений в условиях современного налогового законодательства практически невозможно даже для самой правильно работающей компании.

Налоговые органы, разумеется, тоже знают об этой практике, поэтому процедура добровольной ликвидации находится под их пристальным вниманием, что создает дополнительные сложности для бухгалтера. В любом случае нет необходимости обосновывать свое решение о ликвидации документально (хотя на практике налоговые органы задают в процессе ликвидации такие вопросы).

Важно отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда организация обязана подать документы на ликвидацию.

Исходя из положений гражданского законодательства компании (АО и ООО) в случае критического уменьшения чистых активов должны сами объявить о своей ликвидации (п. 4 ст. 90 и 99 ГК РФ).

Кроме того, контрагенты, акционеры или налоговые органы могут самостоятельно обратиться в суд с требованием ликвидировать общество в такой ситуации.

Некоторые эксперты считают эту норму устаревшей, и судебная практика, в основе которой лежит Постановление Конституционного суда РФ от 18.07.

2003 № 14-П, часто говорит в пользу организаций, сумевших доказать, что организация может стабильно работать и рассчитываться с кредиторами даже при отрицательных чистых активах на протяжении нескольких лет.

В любом случае бухгалтеры могут взять на заметку, что по окончании года одновременно с рядом других процедур необходимо рассчитывать стоимость чистых активов компании и доводить эту информацию до руководства.

Кроме снижения размера чистых активов, принудительная ликвидация  по решению суда может произойти по инициативе госорганов в случаях, если были выявлены нарушения при регистрации организации: организация ведет деятельность без предусмотренных законодательством разрешений  или с нарушением закона (в частности, не находится по своему юридическому адресу), а также в ряде иных случаев (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Еще одним отдельным видом прекращения деятельности организации можно назвать исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налоговых органов. Решения суда для него не требуется.

Налоговый орган ― единственная (кроме суда) инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний.

Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности.

Это, пожалуй, тот редкий случай, когда от бухгалтера не потребуется каких-либо специальных действий.

Рассмотрим основные этапы ликвидации организации, зная о которых бухгалтер сможет планировать свою работу.

1. Решение  о  ликвидации  и уведомление налогового  органа

Ликвидация организации начинается либо с принятия решения о ликвидации на общем собрании участников, либо с решения суда. Но после решения суда в любом случае должно быть организовано общее собрание участников, на котором назначается ликвидационная комиссия либо ликвидатор (далее по тексту ― ликвидационная комиссия), к которым переходят все полномочия руководителя организации.

В дальнейшем, независимо от причин ликвидации, основные процедуры будут проходить одинаково.

После утверждения ликвидационной комиссии в регистрирующий (налоговый) орган подается уведомление о ликвидации юридического лица с приложением решения о ликвидации по форме № Р15001. В эту форму вносят сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и на ее основании в ЕГРЮЛ появляется запись о процедуре ликвидации.

2. Публикация  сведений  о  ликвидации  в  «Вестнике госрегистрации» и уведомление кредиторов

Сразу после подачи заявления в налоговый орган или спустя некоторое время (сроки здесь не регламентированы) ликвидационная комиссия публикует сведения о начале процесса ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ), для того чтобы кредиторы могли предъявить свои требования к организации. Также сообщается о порядке и сроке предъявления таких требований, который не может превышать двух месяцев с момента публикации.

Помимо сообщения в «Вестнике», ликвидационной комиссии необходимо в письменном виде персонально уведомить всех известных ей кредиторов, перед которыми у организации имеется задолженность (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

3. Инвентаризация 

В ходе ликвидации в организации обязательно должна проводиться инвентаризация (ст. 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Некоторые эксперты рекомендуют проводить инвентаризацию уже перед составлением ликвидационного баланса, ориентируясь, видимо, на п. 1.

5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

На мой взгляд, целесообразнее  провести инвентаризацию в самом начале процедуры ликвидации, чтобы заблаговременно обеспечить ликвидационную комиссию актуальными данными о составе кредиторов организации, которых она должна уведомить, и о составе активов, которые понадобятся для удовлетворения их требований.

В ходе инвентаризации рекомендую провести сверку расчетов с бюджетом, чтобы выявить и вернуть переплаты или погасить задолженности. Наличие задолженности в виде нескольких копеек, например по пеням, может послужить отказом в принятии окончательного решения по ликвидации.

4. Увольнение  сотрудников,  уведомление  службы  занятости

В связи с ликвидацией на основании п. 1 ст. 81, ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ все работники подлежат увольнению. Об этом их необходимо уведомить под подпись за два месяца до увольнения, а также направить уведомление в службу занятости.

Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудо устройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Поскольку работа бухгалтера в ликвидируемой организации потребуется вплоть до исключения организации из ЕГРЮЛ, рекомендую заключить с бухгалтером гражданско-правовой договор оказания бухгалтерских услуг и по возможности оплатить его услуги авансом.

5. Бухгалтерский,  налоговый учет и отчетность

В п. 3 ст. 6 Закона № 402ФЗ сказано, что бухгалтерский учет ведется непрерывно до даты прекращения деятельности организации в результате ликвидации. Также в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусмотрено, что обязанности организации по уплате налогов прекращаются в связи с ликвидацией после проведения всех расчетов с бюджетом.

6. Выездная  налоговая  проверка

Больше всего бухгалтеры опасаются процедуры ликвидации потому, что после объявления начала ликвидации организации налоговый орган должен принять решение о выездной налоговой проверке со всеми возможными вытекающими из нее негативными последствиями.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организацииналогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. То есть даже если Вас проверяли полгода назад, то в случае ликвидации к Вам могут прийти снова (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Сразу отмечу, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций налоговым законодательством не установлена (Постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 № А6043521/2014). То есть это право, а не обязанность налогового органа.

На практике, как правило, ликвидируемые организации с нулевой отчетностью или организации с несущественными оборотами не представляют интереса для налоговых органов в целях выездной налоговой проверки.

Какие обороты считать существенными ― зависит от региона РФ и города, четких критериев здесь нет.

К примеру, в Алтайском крае, который относится к числу «бедных» дотационных регионов, к «зоне риска» относим годовую выручку в 50 млн рублей для предприятий на общей системе налогообложения.

В соответствии с п. 2.1 Методических указаний, утвержденных Приказом ФНС России № САЭ-3-09/257@ от 25.04.

2006, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации, направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок и др.) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке.

Таким образом, сразу несколько отделов налоговой инспекции независимо друг от друга начинают проверку в отношении ликвидируемой организации.

В своей работе в городе Барнауле Алтайского края при начале процедуры ликвидации со стороны налоговых органов в отношении ликвидируемых организаций мы наблюдаем поступление разнообразных писем информационного характера, запросов и требований, в которых просят:

  • пояснить причины ликвидации;
  • пояснить наличие или предоставить расшифровки кредиторской задолженности (ведь при ликвидации в случае непогашения она должна быть признана внереализационным доходом);
  • предоставить пояснения о составе или планируемой реализации запасов и основных средств (налоговые органы должны убедиться, что до момента ликвидации данное имущество будет реализовано и с этой реализации будут оплачены все налоги);
  • предоставить пояснения по валютным операциям, если в базе налоговых органов имеются данные о поступавших авансах или займах в иностранной валюте (в данном случае контролируются экспортные контракты на предмет погашения задолженности в валюте иностранными покупателями).

Чаще всего данные запросы поступают в виде информационных писем, а не требований, на которые налогоплательщик имеет право и не отвечать.

Но поскольку мы понимаем, что на основании совокупного анализа данных различными отделами налогового органа будет приниматься решение о выездной налоговой проверке, мы рекомендуем не оставлять эти письма без внимания.

Рекомендуем дать налоговым органам все необходимые пояснения, при необходимости ― с приложением оборотно-сальдовых ведомостей и первичных документов, а также сформулировать письменные обязательства о том, что вся бухгалтерская и налоговая отчетность будет сдана в срок и будут оплачены все необходимые налоговые платежи и страховые взносы.

Если ликвидация организации планируется заблаговременно, то главному бухгалтеру в конце отчетного года, предшествующего ликвидации, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности целесообразно провести подготовительную работу, в том числе анализ предстоящих налоговых платежей, связанных с возможной реализацией активов и дебиторской задолженности в процессе ликвидации; проверить наличие сумм непогашенной кредиторской задолженности, наличие крупных сумм в подотчете и займов, выданных учредителям. В частности, можно списать недостачу запасов, выявленную при инвентаризации, проверить свое временность списания материалов (производственных и хозяйственных, ГСМ), проанализировать и по возможности максимально погасить имеющуюся кредиторскую задолженность (в частности, провести сверки с контрагентами и оформить зачеты встречных требований). А также выплатить дивиденды учредителям и погасить любые долги перед бюджетом.

До момента ликвидации необходимо довести до руководства/учредителей информацию о том, что передача им активов, оставшихся после расчетов с кредиторами, будет облагаться НДС у ликвидируемой организации и НДФЛ у учредителей сверх сумм их первоначальных взносов в уставный капитал. Если осуществляется передача имущества (недвижимости, транспортных средств, остатков материалов или товаров), то стоимость такого имущества для целей налогообложения будет определяться по рыночной стоимости.

Если заранее позаботиться обо всех этих вопросах и если ликвидируемая организация являлась добросовестным налогоплательщиком в период осуществления деятельности, то выездной налоговой проверки во многих случаях можно избежать. Иногда, чтобы не назначать выездную проверку, налоговый орган присылает запрос, по которому необходимо предоставить фактически весь объем бухгалтерской документации (включая первичную) за последние два-три года.

Такой объем затребованной документации может вызвать шок у бухгалтера. Рекомендую в этом случае начать взаимодействие с проверяющим инспектором и попробовать договориться о предоставлении разумного объема документов, необходимых для исключения выездной проверки.

В любом случае при получении такого требования можно уведомить налоговый орган о невозможности предоставления данного объема документов в срок с обязательным указанием срока, в который Вы готовы предоставить данные документы.

В целом можно отметить: чем крупнее компания, тем риск выездной налоговой проверки выше.

7. Промежуточный  ликвидационный баланс

Источник: http://www.alventa.ru/content/likvidaciya-yuridicheskogo-lica-chto-vazhno-znat-buhgalteru

Ст 80 НК РФ

Налоговый кодекс рф ст 80 п 3

Глава 13. Налоговая декларация

Gidprava
Добавить комментарий