Консультации авторитет родителей необходимое условие правильного воспитания

Надо помнить, что слово «авторитет» восходит к латинскому «auctoritas», которое вначале означало «суждение», «совет» и только позже — «влияние, власть», равно как и «предписание, приказание», «право» — например, право что-то сделать.

Иными словами, тот, кто обладает авторитетом, разрешает, а не грозит наказанием или обещает вознаграждение.

Ребенок должен быть послушным в результате соглашения с вами, а не потому, что он вам безропотно подчиняется или вы его чем-то соблазнили.

Воспитание заключается в том, чтобы научить ребенка разнице между тем, что ему делать можно, и тем, чего делать нельзя.

Когда ребенок совсем маленький, вы можете пользоваться своим родительским авторитетом, запрещая ему трогать опасные или грязные предметы.

— В таком возрасте малыш ориентируется главным образом на взгляд взрослого и его интонацию — именно взгляд и интонация показывают ему, что можно, а чего нельзя.

Сердиться и кричать бесполезно — вы только испугаете ребенка и добьетесь эффекта, обратного тому, который нужен: малыш ответит на ваши вопли заторможенностью или сделает вам назло.

Ребенок признает ваш авторитет только тогда, когда прочно усвоит все запреты, а интериоризация, «присвоение» этих запретов, происходит постепенно, в ходе развития малыша.

— Стало быть, пока ваш ребенок совсем маленький, повторять ему всякий раз, что можно и чего нельзя, значит вести себя совершенно нормально. Воспитание — это повторение и терпение.

Содержание

Что делать, если Ваш ребенок на все отвечает «нет»?

Для двухлетнего ребенка непризнание авторитетов — реакция самая распространенная (см. «Непослушание»). Говоря вам «нет», малыш не только проявляет себя как личность, но и подражает вашему поведению, когда вы что-то ему запрещаете. Можно сказать, что в это время сын или дочка отождествляют себя с вами, в результате чего усваивают и «присваивают» запреты.

Тут нет никакой трагедии, и не начинайте сразу же сердиться: ребенок в конце концов сделает то, чего вы от него ждете, просто с запозданием.

Стойте на своем, не опасайтесь того, что дитя вас разлюбит: надежность ваших слов действует на малыша успокаивающе.

Вы задумываетесь о том, не слишком ли строги с ребенком или не слишком ли терпимы?

Вероятно, из всех вопросов, которыми задаются родители, эти — самые частые.

Авторитет родителей, родительская власть не выражаются ни в шлепках, ни в крике: кричать на ребенка и бить его совершенно бесполезно.

Крики и побои начинаются тогда, когда нам кажется, что мы потеряли авторитет и ребенок нас не слышит, — это, на первый взгляд, естественная реакция для усталых, выведенных из себя родителей.

Возможно, это не особенно и повредит, если не будет проявляться часто, то есть в основном мама с папой все-таки станут сдерживаться, но даже если на ребенка будут кричать и бить его совсем редко, он никогда больше не станет подчиняться ни чему, кроме силы.

Награды «за хорошее поведение» перестали быть эффективными и воспринимаются теперь либо как попытка к чему-то ребенка склонить, либо как способ шантажа.

— Из этого следует, что послушание должно быть основано только на авторитете родителей и что не надо соблазнять ребенка никакими дополнительными льготами и привилегиями.

— Тем не менее иногда — скажем если ваш малыш хорошо себя проявил в исключительной ситуации, — можно чем-то его вознаградить.

Что делать, если ребенок все время вас провоцирует и проверяет Вашу власть над ним?

Взрослый имеет право что-то разрешать или не разрешать, его отношения с ребенком не симметричны, они не на равных.

Нельзя становиться «зеркалом» ребенка. Если малыш заявляет, что вы злой и он вас не любит, не отвечайте ему тем же. И никогда не кусайте его, чтобы отучить кусаться!

Не добивайтесь послушания словами, которые могут ранить ребенка или снизить его самооценку.

Будьте для ребенка примером: идентифицируя себя с вами, он лучше усвоит правила поведения.

Соразмеряйте свою реакцию с проблемой. Если вы простили ребенку какой-то серьезный проступок, а потом, разнервничавшись и выбившись из сил, сурово накажете его за сущую ерунду, дитя этого не поймет и станет в дальнейшем испытывать ваше терпение.

Если ребенку незнакомы иные проявления родительской власти, чем крик, шлепки и наказания, он часто прибегает к провокациям.

— Выйти из парадоксальной ситуации, при которой, что ни предпримешь, ребенок ведет себя все хуже и хуже, можно с посторонней помощью.

Вы ощущаете, что ваш авторитет оспаривается?

Для того чтобы нормально воспитывать ребенка, нужно чувствовать себя вправе это делать, нужно знать, что ты для него авторитетен, а высказанные вслух размышления бабушек и дедушек или замечания третьих лиц иногда заставляют вас в этом сомневаться.

— Вера в себя при воспитании зависит от вашей способности абстрагироваться от чужих суждений на этот счет.

— Любой человек, которому вы доверяете ребенка: бабушка с дедушкой, воспитатели, даже отчим или мачеха — могут приобретать власть над ним и становиться для него авторитетными. Конечно же — с ограничениями и на время. И ни при каких обстоятельствах их власть, их авторитет не должны вступать в конфликт с вашими.

— Между тремя и пятью годами, то есть в период эдипова комплекса, ребенок может оспаривать авторитет родителя одного пола с ним, считая его своим соперником. В таких случаях полное согласие между родителями особенно необходимо.

По сути, единственное, что делает вас авторитетным и дает вам власть над ребенком, это ваша ответственность за его воспитание. Вы имеете право требовать от малыша послушания просто потому, что отвечаете за него. Ощущая себя ответственным за ребенка, вы не можете разрешить ему делать все, что захочется, сколько бы ему ни было лет.

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/avtoritet-roditelei-v-vospitanii-detei.html

Авторитет родителей в глазах ребенка в семье и воспитании детей

Удерживать достаточно высокую планку очень сложно. Однако авторитет родителей в воспитании детей играет важнейшую роль, поэтому работать над его формированием все равно придется. В противном случае, если авторитет родителей в глазах ребенка находится на низком уровне, вероятны совсем другие моральные и этические ориентиры, появление «плохих компаний» в подростковом возрасте.

Что же такое авторитет? Это влияние какого-либо человека, вызывающее уважение, основанное на его знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

Одним из главных условий правильного воспитания является родительский авторитет. Данное влияние папы и мамы направлено на то, чтобы воспитать уважение к родителям и тем самым ко всем взрослым.

Однако не все взрослые понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Большинство из них под словом «авторитет» почему-то подразумевают слово «власть».

Поэтому стоит четко различать понятия «авторитетные родители» и «авторитарные родители».

Стоит обратить внимание на то, что авторитет не появляется автоматически, а также не навязывается силой, он вырабатывается годами. Многие родители непослушных детей думают, что авторитет дается маме и папе от природы, что это своего рода некий дар, и если такового дара у них нет, то ничего уже изменить нельзя. Нет, авторитет возможен в любой семье, не такая уж это трудная задача.

Если родители выбирают авторитарный тип воспитания, то они заведомо проигрывают. Со временем ребенок перестает бояться наказания и беспрекословное подчинение исчезает.

В один прекрасный момент он начнет отстаивать свою самостоятельность, поэтому самое главное здесь — не довести дело до открытой конфронтации.

Для этого взрослые должны понять, что насилие над ребенком может привести к потере авторитета, а в конечном итоге даже к разрыву отношений.

Виды авторитетов родителей как необходимое условие и средство правильного семейного воспитания детей

Необходимо сделать акцент на том, что существует такое понятие, как «ложный авторитет», который помимо всего прочего имеет несколько разновидностей. Приведем самые основные из них. Авторитет родителей или виды авторитетов могут быть различными, некоторые из них опасны.

Авторитет родителей как средство семейного воспитания в виде подавления — один из самых неприятных видов, но довольно часто встречающийся.

Один из родителей (почему-то чаще всего папа) всегда зол, чем-то недоволен, постоянно использует наказания в воспитании ребенка, порой просто держит в страхе всю семью (не только детей, но и маму).

При таком авторитете ребенок растет лживым, жестоким, трусливым, т. е. приобретает самые негативные черты характера, которые останутся с ним и во взрослой жизни.

Авторитет родителей как необходимое условие правильного воспитания детей, не может быть основан на условии выдерживания расстояния.

К сожалению, в современном обществе встречаются такие родители, которые считают, что дети будут послушными, если держать их на расстоянии (меньше с ними разговаривать, отстраняться от них) и лишь иногда давать свои «ценные указания». Родители живут своей жизнью, а дети находятся на попечении бабушек или няни.

Авторитет чванства. Такой авторитет в семье культивируют высокомерные родители. Они не оставляют свои должности и достижения на работе, а приносят их домой.

В такой атмосфере детям либо не даются правильные идеалы, либо они неправильно интерпретируют их, глядя на своих маму или папу.

Вспомните, ведь большинство из нас хоть раз слышали из уст какого-нибудь малыша горделивую фразу: «А мой папа — начальник!»

Авторитет педантизма. В данном случае родители отдают приказы и требуют от ребенка немедленного, точного и беспрекословного их выполнения. У ребенка в такой семье есть два варианта: первый — он выполняет все приказы взрослых, но при этом теряет свою самостоятельность; второй -он сопротивляется, и тогда семья погрязает в бесконечных конфликтах.

Авторитет резонерства. Родители с таким авторитетом постоянно чему-то поучают ребенка, ведут долгие и нудные назидательные разговоры. В таких семьях меньше улыбаются и радуются жизни.

В данном случае взрослые просто забывают, что нужно уважать своего ребенка в любом возрасте, давать ему возможность быть самостоятельным и не сомневаться постоянно в его возможностях.

Стоит помнить, что все жизненные навыки приходят с годами и опытом.

Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного авторитета. В данном случае родители демонстрируют любовь ребенку постоянно, уровень сентиментальности в таких семьях просто зашкаливает. Ребенок при таком воспитании вырастает эгоистом и первыми, кто от этого страдает, становятся любящие родители.

Авторитет доброты. Родители проявляют максимальную уступчивость, мягкость и доброту. В ответ на это дети начинают капризничать и в скором времени становятся «главными» в семье, начинают управлять родителями.

Авторитет дружбы. Понятно, что родители и дети должны быть друзьями, но лишь в четко определенных границах, не стоит выходить за рамки взаимного уважения. При любом раскладе родители должны быть старшими членами семьи.

Авторитет подкупа. В данном случае родители просто покупают детское послушание разными подарками, обещаниями, забывая о том, что поощрения должны быть за хорошую учебу, за выполнение какой-нибудь трудной задачи, но никак не за послушание.

Проблема, ошибки и влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка

Авторитет родителей и ошибки, которые они допускают, нередко становятся угрозой для формирования психики малыша. Но как же определить идеальный вариант родительского авторитета? Это сделать достаточно сложно.

Каждый родитель желает счастья своему ребенку, хочет, чтобы он вырос счастливым, чтобы ничего не омрачало его жизненный путь. Все понимают, каково влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка, и стараются приложить в этом вопросе максимум сил.

Но не всем удается реализовать подобные желания на практике. Почему? Потому что существует большая разница между желаниями родителей и их реальными поступками.

Главными составляющими родительского авторитета являются мнение о родных, близких, окружающих, коллегах, высказываемое при ребенке, поведение мамы и папы в кругу семьи и вне его, их отношение друг к другу, поступки, совершаемые взрослыми, их отношение к труду и посторонним людям.

Родители, пользующиеся авторитетом у своего ребенка, не ставят перед собой первостепенную задачу наказать его.

Проблема авторитета родителей заключается в том, что первостепенным для них является осознание ребенком степени тяжести совершенного им проступка и как он влияет на окружающих и на него самого.

Авторитет родителей заключается также и в том, чтобы научить ребенка говорить только правду, какой бы горькой она ни была.

Формирование авторитета родителей: как завоевать, поднять и воспитать его в глазах ребенка

Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». Формирование авторитета родителей — это влияние папы и мамы на детей, основанное на нравственных достоинствах и знаниях, которые воспитывают уважение к родителям. Воспитать в ребенке авторитет к родителям могут только они сами, посторонние люди тут не помощники.

Для того чтобы поддерживать хорошие отношения с ребенком, родители должны уметь прощать и просить прощение. Невозможно заставить просить прощение ребенка, если он не видел этого ни разу со стороны взрослых.

Перед тем, как завоевать авторитет у ребенка, нужно понимать, что одним из факторов, влияющих на формирование, является отсутствие боязни критики от детей.

Наверное, стоит сформулировать несколько общих тезисов, как поднять авторитет родителя в глазах ребенка, их стоит придерживаться неукоснительно каждый день:

  1. Подходите к выполнению своих обязанностей серьезнее, искреннее и проще.
  2. Помните: все, что составляет вашу жизнь (домашнюю и общественную), ваше поведение, все это влияет на формирование авторитета.
  3. Не забывайте интересоваться жизнью своего ребенка, но не навязывайтесь.

Стоит помнить о существовании шести основных принципов, придерживаясь которых, вы вызовете желание общаться с вами и завоюете авторитет родителей в глазах ребенка: принятие своего ребенка, его признание как полноправного члена семьи, сбалансированная родительская любовь и доступность, проявление родительской ответственности, а также родительский авторитет.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: https://ladycharm.net/2018/10/avtoritet-roditelej/

Подавляющий авторитет

Если отец вечно дома рычит, постоянно сердитый, и при любом удобном и даже не удобном случае берется за ремень, на любой вопрос отвечает резкостью, каждую провинность подмечает каким-либо наказанием, это и является авторитетом подавления.

Авторитет на расстоянии

Существуют и те родители, которые искренне считают: чтобы дети их слушались, необходимо поменьше разговаривать с ними, держаться подальше, только изредка проявляя себя в роли начальника.

Авторитет чванства

Кое-какие родители, которые занимают высокопоставленные должности, демонстрируют свою важность перед детьми. Они только лишь и делают, что заявляют о своих добродетелях, они относятся к другим людям очень высокомерно. Частенько случается, что сраженные подобным видом отца, дети начинают вести себя похожим образом.

Авторитет педантов

В данном случае послушание детей, формируется так же через детскую любовь, но вызывается она не поцелуями и лаской, а мягкостью, добротой и уступчивостью родителей. И в такой семье очень скоро дети начинают командовать своими родителями. Родительское же подчинение открывает обширный простор для новых и новых капризов, желаний и требований.

Дружеский авторитет

Если дружба достигает крайних пределов. Заканчивается воспитание и начинается обратный процесс: дети принимаются воспитывать родителей.

Авторитет взятки

Это самый безнравственный авторитет, когда послушание просто покупается постоянными обещаниями и подарками. Можно выдавать премию за хорошие оценки, за выполнение какой-либо сложной работы.

Но и в таком случае родители как бы «заедают» жизнь ребенка непонятными установками и назидательными разговорами. Такие родители убеждены, что в наставлениях и заключается основная педагогическая мудрость.

В чем должен заключаться истинный авторитет родителей?

Главной базой авторитета родителей, может быть только их работа и жизнь, их поведение и их лицо в обществе. Семья является сложным и ответственным делом. Родители возглавляют это дело и держат ответ за него, перед обществом и перед жизнью своих детей.

Если родители поступают честно и рационально, если их цели прекрасны и значительны, и если сами они всегда отдают себе полный отчет в своих деяниях и поступках, это означает, что родительский авторитет у них, безусловно, есть и не нуждается, ни в каких основаниях, тем более нет необходимости что-то искусственно выдумывать.

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей.

Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем.

Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки.

Прежде всего, необходимо придерживаться дисциплины в ваших распоряжениях и просьбах

  1. Они не должны передаваться с раздражением, со злостью, с раздражением, при помощи крика, и не должны быть похожими на упрашивания.
  2. Они должны являться для вашего ребенка посильными, не требующими от ребенка особенного напряжения.
  3. Они не должны перечить здравому смыслу, т. е являться разумными.
  4. Они не должны быть противоречивы, по отношению к другому важному заданию. Или просьбе другого родителя, что тоже не маловажно.

Ребенок не должен замечать того, что вы контролируете выполнение задания.

Также у него не должно возникать даже малейших сомнений, что задание необходимо выполнить. В крайних случаях можно допустить небольшие способы наказания как как-то: задержка каких-либо развлечений, задержка ежедневных карманных денег, запрет на выход к друзьям.

Важно добиваться того, чтобы работа выполнялась, пусть даже в форме игры.

педагог-психолог Гудзик Татьяна

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

Источник: https://Psylist.net/avtor/00037.htm