Для быстрого деления слов на слоги в режиме онлайн воспользуйтесь формой ниже. В текстовое поле можно вводить несколько слов через пробел или запятую. При нажатии кнопки «Разделить на слоги» результат будет показан мгновенно в текстовом поле. Форма предназначена для выделения слогов только в русских словах, набранных русскими буквами.
Фразы и предложения удобнее читать, слова в которых разбиты на слоги по старым правилам. Старые правила с точки зрения восприятия и удобства произношения удобнее новых, поэтому в форме используются они. Однако отдельные слова на нашем сайте разобраны по новым правилам, такие слова вы найдете через форму поиска. Смотрите подробнее правила деления на слоги.
Форма удобна для случаев, в которых требуется разбить много слов на слоги без деталей и справочной информации. Если нужно узнать, сколько и какие слоги есть в словах, какие есть варианты переноса, то воспользуйтесь формой поиска или подберите слова по количеству слогов в них:
Примечание.1. Не используйте результат деления слов на слоги для определения мест переноса слов. Деление на слоги и выделение мест переноса слов не всегда одно и то же. На нашем сайте подробно объясняется разница (пункты 4-5 из правил деления на слоги).
2. Деление на слоги производится с учётом правил школьной программы. Некоторые правила могут отличаться от правил институтской программы и школ с углублённым изучением русского языка. По этой причине в отдельных случаях слоги могут быть выделены не в соответствии с вашими знаниями о правилах деления слов на слоги.
Слогом называется один гласный звук или сочетание одного гласного с одним или несколькими согласными. Другими словами: гласные звуки образуют слоги, согласные звуки только в соединении с гласным образуют слог.
Для запоминания может помочь небольшая шпаргалка: гласные — «гласят», согласные — «согласуются».
Например: в слове собака выделяют три слога со-ба-ка (гласные: о, а, а, согласные: с, б, к), слове Азия — три слога А-зи-я (гласные: а, и, я, согласный: з).
Слоги, состоящие из двух и более звуков, бывают открытые и закрытые. Открытые слоги оканчиваются на гласный звук: во-да, тра-ва, ро-ди-на. Закрытые слоги оканчиваются на согласный: ком-байн, кор-ка, жел-теть.
Выделяют прикрытые слоги, начинающиеся с согласного, и неприкрытые, начинающиеся с гласного. Примеры: ко-ра (оба слога прикрытых), я-бло-ко (один неприкрытый, два прикрытых).
Содержание
- 0.1 Сколько слогов в слове?
- 0.2 Сколько слогов в слове дом?
- 0.3 В слове «дом» один слог
- 0.4 как правильно разделить на слоги слово «разлив» и почему Как правильнее будет :ра-злив или раз-лив
- 0.5 Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс
- 0.6 Как обьяснить деление слов на слоги?
- 1 Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
- 2 Как делить слово на слоги? Открытые и закрытые слоги. Перенос по слогам
- 3 Правила деления на слоги
- 3.1 «Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
- 3.2 «Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
- 3.3 Если обобщить правило более доходчиво:
- 3.4 Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Сколько слогов в слове?
Слова состоят из слогов. Исходя из определения слога, количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Школьные учителя русского языка часто говорят: «Сколько гласных — столько слогов».
Пример: снег — один слог, читать — два слога, работа — три слога, длиношеее — пять слогов.
Еще примеры слогов:
- вода — слоги во и да;
- читала — слоги чи, та, ла;
- я — слог я;
- вешние — слоги ве, шни, е;
- стул — слог стул, в слове один слог, состоящий из одного гласного и трёх согласных звуков.
Слог является минимальной частью слова при произнесении, если не учитывать вырожденные случаи, когда требуется произносить слово по буквам. Отсюда известные выражения: читать по слогам, произносить по слогам. Слог, как звук и ударение, относится к разделу фонетики.
В русском языке есть слова без слогов, то есть состоящие только из согласных. Ярким примером таких слов служат звукоподражательные слова. Например: хм, т-с-с-с, тр-тр-тр.
Сколько слогов в слове дом?
Сколько слогов в слове дом?
Количество слогов в любом слове в русском языке определяется по тому правиле: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в нём.Вот и определяем один гласный звук «о» в слове «дом».
В слове «дом» один слог
Всем известно, что слова в русском языке можно разобрать на слоги. Количество слогов в разных словах бывает разным, всё зависит от наличия в этих словах гласных звуков, на пример если в слове будет два гласных звука, то значит и слогов будет столько же, два, а если в слове три гласных, то и слогов будет три. Это просто и всем понятно.
Но у нас другой случай, а именно, слово ДОМ, которое имеет всего один гласный звук «о».
Но, исходя из предыдущих наших примеров, мы количество слогов определяем по количеству гласных, а у нас «о» и две согласных буквы — «д» и «м».
Вот и получается, что всё это слово и будет слогом и причём этот слог — ОДИН — ДОМ.
как правильно разделить на слоги слово «разлив» и почему Как правильнее будет :ра-злив или раз-лив
Слоги в русском языке делятся на два типа:открытые слоги, оканчивающиеся гласным звуком;закрытые слоги – они оканчиваются согласным звуком.
Большинство слогов являются открытыми. Они могут состоять из одного гласного звука, оканчиваться им.
Чтобы определить, какой перед вами слог, открытый или закрытый, вам понадобится рассмотреть согласные звуки, которые окружают гласные звуки.
Закрытые слоги образуются в следующих случаях:чаще всего закрытый слог находится в конце слова, поскольку оно оканчивается согласным звуком: ка-ток;слово может состоять из одного закрытого слога, так как в нём есть только один гласный звук, а оканчивается оно согласным: стол;когда звуки «м», «р», «л», «н» находятся в середине слова, а за ними следуют глухие согласные, линия слогоделения проходит между согласными звуками – перед вами закрытый слог: лам-па;если в слове есть звук «й», а за ним следует согласный, данное слово также содержит закрытый слог, который оканчивается на «й»: гай-ка.В прочих случаях слог в середине или начале слова будет открытым.
Открытый слог оканчивается гласным звуком. Все следующие за ним согласные звуки, независимо от их количества, относятся ко второму слогу. Например: ко-шка.
Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс
Разделы: Логопедия
Цели.
- Упражнять в различении слогов и слов.
- Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
- Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
- Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.
- Учить делить двухсложные слова на слоги.
- Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
- Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.
- Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
- Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать память.
- Развивать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.
I. Оргмомент
У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).
– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)
II. Понятие о закрытых и открытых слогах
– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов: Замок и полуоткрытая дверь. – Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ. – А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).
III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).
– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.
V. Составление слова из слогов
Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).
– Вам понятно, что я произнесла? Почему?
Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.
Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.
VI. Работа со словом. Штриховка
– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)
Апрель, апрель! На дворе звенит КАПЕЛЬ. Звонко капают КАПЕЛИ Возле нашего окна, Птицы весело запели:
«Чив-чив-чив, пришла весна!»
Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.
VII. Работа с карточками
– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.
1) ДРО 2) СКИ 3) ШУБ
СНЕГ ГОД ЛУЧ
4) ЛИСТ 5) САД 6) ЦВЕТ
ЖУР ЛЫВ БРО
Физкультминутка «Танец в кругу»
Как обьяснить деление слов на слоги?
Деление слов на слоги.Помогите, пож-та обьяснить ребенку 1 класс как делятся слова на слоги.Они делают проверочные работы – надо черточками карандашом разделить слова на слоги. Любка лепит много ошибок в этом.
Мы знаем (я и она)— сколько гласных, столько и слогов.
А вот как обьяснить принцип прицепления согласной к слогу, если в слоге более 2х букв? К примеру, почему зай-чик а не за-йчик?Есть ли какое-то правило или веселая запоминалка?И еще вопрос по методике – зачем такое задание?
Как эти знания используются дальше?
для интересующихся — копирую ответ мне по е-mail от подруги филолога, кандидата наукмне понравилось.
жалко, Таня, что ты в эту конфу не ходишь!——————————————————-«Фонетический слог – гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком.
В слове столько слогов, сколько в нем гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.Слоги бывают ударные и безударные.Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ко?]. Так, в последовательности СГСГСГ
(где С – согласный, Г – гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.
Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые).Закрытые слоги встречаются:1) в конце фонетического слова: вагон [ва-го?н],2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если а) после [й’] следует любой другой согласный: война [вай’-на?], б) после остальных непарных звонких ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’])
следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [ла?м-па].
В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных:
будка [бу?-тка], весна [в’и-сна?].
Фонетический слог следует отличать от слога для переноса. Хотя в большом числе случаевперенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па), но в ряде случаев слогдля переноса и фонетический слог могут не совпадать.
Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять настроке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог;например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетическиеслоги [й’а?-ма].
Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са;граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причем на месте стеченияодинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук:ванна [ва?-на], касса [ка?-са].
В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуетсяотрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной, но границы фонетическихслогов проходят иначе: разбить [ра-зб’и?т’], лесной [л’и-сно?й’].——————————————————————-
12.04.2005 17:47:18, Кити Щербацкая
Источник: https://centercreative.ru/kak-razdelit-na-slogi-slovo-dom/
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова.
Деление слова на слоги — это характеристика звучащей речи. По составу слог может состоять из одного, двух или более звуков. В речевом потоке мы слышим именно слоги, из которых складываются слова, поэтому фонетический слог (слог) — это наименьшая единица произнесения слова, а звук — кратчайшая единица речи.
В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род — по 3 слога.
Для малышей!Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Ударные и безударные слоги
В словах, состоящих из двух и более слогов, один слог обычно является ударным, а остальные — безударными.
Ударные слоги произносятся с большей силой и большей длительностью, чем безударные.
В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА — вОй-ны, тра-вА — трА-вы.
Слова могут состоять
- из одного слога — односложные слова: лес, вес, ум, ель ;
- из двух и более слогов — многосложные слова: ре|ка (2 слога — 2 гласные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.
Открытые и закрытые слоги
- Открытые слоги заканчиваются на гласный: трава [тра-ва], гора [га-ра], корова [ка-ро-ва], молния [мо-лн’и-й’а], весна [в’и-сна]. Таких слогов большинство.
- Закрытые слоги заканчиваются на согласный : дом [дом], война [вай’-на] , картуз [кар-тус], корпус[кор-пус], желтеть[жыл-т’эт’]Закрытые слоги встречаются
- в конце фонетического слова,
- в середине слова при стечении двух и более согласных:
- после [й’],
- после непарных по звонкости-глухости [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).
Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра), из двух или нескольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер), из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель).
Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при фонетическом разборе слова. Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.
Деление на фонетические слоги
осуществляется по закону восходящей звучности (т.е. слышимости звука на расстоянии): неначальный слог всегда строится от менее звучного звука к более звучному. В порядке увеличения звучности (содержанию голоса или тона) звуки распределяются так:
- глухие (состоят из шума) и звонкие ( состоят из шума и тона) — шумные
- сонорные (преобладание тона над шумом)
- гласные (голос без шума) звуки.
Сонорные звуки являются более звучными, чем шумные, поэтому слогораздел может проходить после сонорного перед шумным. Например:
карман — 132232 ,где каждая цифра обозначает номер звучности (1 — шумные, 2 — сонорные, 3 — гласные) Слогораздел может проходить между цифрами 3 и 2 или между двумя сонорными 22: ка-рман (13-2232) , кар-ман (132-232);
вра-жда (123-113), во-лна (13-223) или вол-на (132-23), ве-сна (13-123)
В неначальных закрытых слогах начало всегда строится по принципу восходящей звучности, напр.: воль-ный (132-232).
Начальный слог может начинаться с любого согласного ( ра-порт), с сочетания двух согласных ( ста-ло, враг), с сочетания трех согласных ( стра-на), а также с гласного ( о-боз). Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом делении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: о-браз, до-ска, нор-ма, воль-но.
Таким образом при сочетании нескольких согласных между двумя гласными в середине слова слогораздел (граница между слогами) проходит
- после [й’] перед любой другой согласной: сай-а, вой-на — слог, оканчивающийся на й — закрытый;
- после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р — [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком): кол|ба [кол|ба], лам|па [лам|па];
- в остальных случаях слогораздел проходит после гласного звука, перед стечением согласных: молоко [мо|ло|ко], сестра [с’и|стра], весна [в’и|сна], волна[во|лна].
Фонетический слог и слог для переноса слова
Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова (см. правила переноса слов). Они могут не совпадать, хотя в большинстве случаев слова переносятся по слогам: ре-ка, боль-ной, вой-на.
Несовпадения фонетического слога и слога для переноса возникает по следующим причинам:
Причина несовпадения фонетического слога и слога для переносаСловофонетический слогслог для переноса
При переносе нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву,но фонетический слог существует | юла | й’у-лА | не переносится |
идея | и-д’э-й’а | не переносится | |
Одинаковые согласные при переносе разбиваются, а в фонетическом слоге дают один долгий согласный звук | касса | ка-с:а | кас-са |
При переносе учитывается морфемное строение слова | лесной | л’и-сной’ | лес-ной (лес — корень) |
разбить | ра-зб’ит’ | раз-бить (раз-приставка) | |
отличия при стечении согласных | пёстрый | п’о-стрый’ | пё-стрый, пёс-трый, пёст-рый |
Список использованной литературы
- Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x.
- Русская грамматика; под ред. Н.Ю.Шведовой и др.- м.: Наука, 1980
Источник: http://tutrus.com/orthography/slog
Как делить слово на слоги? Открытые и закрытые слоги. Перенос по слогам
Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.
Ученики школ и студенты филологических направлений часто сталкиваются с заданиями из разряда: «Разделите слова на слоги». Казалось бы, справиться с подобной задачей очень легко. Однако, нередко у людей возникает вопрос: «Как правильно делить слова на слоги?».
В статье вы найдете ответ на этот вопрос. Познакомитесь с основными правилами и узнаете, как научить ребенка делить слова на слоги.
Трудности слогораздела
Обычно не возникает проблем с разбиванием на слоги простых слов. Любой из нас сможет справиться со слогоразделом существительного «вода». Но как делить слово на слоги, если оно сложное по своему составу?
Возьмем для примера причастие «рассмотренный». Как правильно провести слогораздел: «рас-смо-тре-нный», «ра-ссмо-трен-ный», «ра-ссмо-тре-нный»? Верным ответом является третий вариант, но почему? Для того чтобы разобраться, познакомимся с основными правилами деления слова на слоги.
Основные правила слогораздела
Первое, что следует запомнить, — количество слогов в слове равно сумме гласных, которые входят в его состав. Границы слогораздела часто не совпадают с поморфемным членением, поэтому, делая разбор, необходимо опираться на следующие правила:
- слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных. Состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
- все слоги в русском языке стремятся к открытости.
Особенности слогораздела
Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:
- Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
- Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
- Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
- Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
- В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
- Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
- Если в слове встречается «й», стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).
Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.
Алгоритм выполнения слогораздела
Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:
- Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
- Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
- Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
- Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
- Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.
Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. Перенос слова осуществляется, исходя из морфемного состава слова. Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.
Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».
Учим детей читать по слогам
Сейчас многие мамы стараются научить читать своего ребенка как можно раньше. Одним из самых эффективных способов в этом деле является чтение по слогам. Малышу не объяснишь, как делить слово на слоги при помощи сложных правил. Поэтому в ход идут игровые методики.
Начинать заниматься с ребенком можно уже с одного года. Упражнения, направленные на развитие навыков чтения, способствуют улучшению памяти, развитию абстрактного мышления. Учат ребенка мыслить логически, сопоставлять. К тому же занятия можно превратить в веселую игру.
Как научить ребенка делить слова на слоги?
Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.
Затем объясните, что существуют гласные и согласные звуки. Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.
Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: «мыло», «вода», «рука», «нога», «лицо», «тело».
Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: «морковь», «лук», «тарелка», «капуста», «игрушка», «телевизор».
Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.
Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».
Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.
Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».
Научиться читать по слогам ребенку помогут игровые кубики, на которых нарисованы сочетания гласных и согласных звуков. Наборы магнитных букв.
Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.
Переходим от простого к сложному
Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.
Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: «мыло» и «мило», «дом» и «дым».
Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные «рама», «мама», «папа», «дача», «рука», «нога», «лицо», «мыло», «тело», «мясо».
Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.
Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.
Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.
Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.
Несколько советов для тех, кто хочет научить ребенка читать
Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.
Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.
Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.
Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.
Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».
Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.
Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.
Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.
Источник: https://FB.ru/article/238120/kak-delit-slovo-na-slogi-otkryityie-i-zakryityie-slogi-perenos-po-slogam
Правила деления на слоги
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога.
Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.
Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы.
В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.
Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.
«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
• В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка.
То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.
Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.