Доходы католической церкви в средние века

.

Призрачный монолит средневековой церкви рухнул, словно карточный домик, когда против папы решительно выступил Мартин Лютер, положив начало реформации, которая на полтора столетия ввергла Европу в пучину кровавых религиозных войн.

В 1500 г. католическая церковь, устоявшая под натиском английских лоллардов, чешских гуситов и других религиозных вольнодумцев, господствовала во всей Западной и Центральной Европе. Но глухие громовые раскаты этих движений возвещали о растущем недовольстве, которое вскоре неудержимо вырвалось наружу.

Служителей церкви уже давно и справедливо обвиняли в стяжательстве и продажности, ее авторитет был подорван чередой скандалов, а многие папы эпохи Возрождения снискали сомнительную славу властолюбивых и алчных владык.

Между тем миряне становились все богаче, образованнее и стремились играть более активную роль в религиозной жизни.

Для многих не владевших латынью верующих Библия оставалась тайной за семью замками, и в народе зрела тяга к простой, человечной и лишенной показной пышности форме богослужения, практиковавшейся первыми апостолами христианства. В сложившейся ситуации религиозный кризис в Европе стал неизбежным.

Первым отважился на публичный протест монах-августинец Мартин Лютер (1483-1546), служивший профессором богословия в Виттенбергском университете.

Неустанные духовные искания привели Лютера к мысли о том, что спасение души возможно только через веру, а вера есть дар Божий, который нельзя купить за деньги.

Все эти безобидные, на первый взгляд, идеи на самом деле были чистой ересью (отрицанием догматов веры), ибо из них следовало, что все предписанные церковью церемонии и обряды, якобы открывающие дорогу в рай, совершенно бесполезны.

Хочешь в рай — плати!

Поводом для первого бунтарского выступления Лютера послужили индульгенции — письменные отпущения грехов, купив которые, можно было обеспечить спасение души.

Превратившись в выгодную статью церковных доходов, торговля индульгенциями создала благодатную почву для злоупотреблений.

Во времена Лютера верующим внушали, будто, купив индульгенцию, они могут избавить своих близких от мук в чистилище (где отбывают покаяние души грешников прежде, чем попасть в рай).

В октябре 1517г. Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви резкое осуждение продажи индульгенций из 95 тезисов (пунктов).

Так по тогдашней традиции ученые излагали свои взгляды на научную проблему, намереваясь защищать их на публичном диспуте.

Однако этот дерзкий шаг вызвал широкую реакцию далеко за пределами научных кругов, а благодаря недавно изобретенному печатному станку идеи Лютера быстро завладели умами современников.

Владыки церкви опрометчиво увидели в бунте Лютера посягательство на их авторитет, но никакими угрозами не смогли принудить его к молчанию.

Подхваченный мощной волной народной поддержки, Лютер все упорнее отстаивал свои взгляды, развернув наступление по широкому фронту, а вскоре отверг догмат о непогрешимости папы и божественный авторитет, приписывавшийся Священному преданию.

Поскольку многие установления и обряды католицизма сформировались в послебиблейские времена (а потому, с точки зрения Лютера, были порочны), из этого следовало, что людям нужна в корне реформированная религия.

Рейхстаг в Вормсе

В 1520 г. Лютеру пригрозили отлучением от церкви, если он не отречется от своих взглядов. В 1521 г. он предстал перед имперским рейхстагом в Вормсе под председательством императора Карла V, где смело изложил свое кредо «На том стою!», однако император и большинство курфюрстов признали его виновным в ереси.

Объявленного вне закона и отлученного от церкви Лютера друзья тайно вывезли из города, и всю зиму он скрывался в саксонском замке Вартбург. За время вынужденного заточения он перевел на родной язык Новый Завет, ставший подлинным шедевром немецкой словесности и придавший немецкому языку новый, литературный статус.

Работа Лютера и позднейших реформаторов церкви над переводами Святого писания на национальные языки возымела далеко идущие последствия. В протестантских странах миряне научились самостоятельно читать Слово Божие, и регулярные семейные чтения Библии стали таким обычным делом, что люди привыкли говорить и мыслить ее богатыми образами.

В считанные годы Лютер создал церковь (которую он и его сподвижники считали возрождением первозданной, не тронутой разложением церкви), пребывавшую в оппозиции к католицизму. Лишенные былой помпезности, лютеранские богослужения велись на народном языке и были значительно упрощены.

Более того, разъясняя и развивая свои взгляды, Лютер пришел к выводу, что все прежние вероучительные и иерархические основы церкви требуют ликвидации либо переустройства. Число церковных таинств сократилось с семи до трех, а месса превратилась в поминальное богослужение.

Священники лишились былых привилегий и получили разрешение жениться. Вместе с упраздненными монастырями (сам Лютер женился в 1525 г.

на бывшей монахине) исчезли и многие другие аспекты средневекового христианства, в том числе поклонение святым, Деве Марии и святым реликвиям, исповеди, индульгенции и паломничества.

Влиятельная поддержка

Несмотря на усилия церкви, Лютер, взятый под защиту курфюрстами Саксонии и Гессена, благополучно пережил отлучение. Их обращению в новую веру содействовали не столько религиозные убеждения, сколько материальные интересы.

Наложив руку на богатства старой церкви, князья-лютеране всецело подчинили себе ее преемницу, а Лютер, не имевший других защитников в борьбе с императором и Римом, не мог не поддержать верховенства государства над церковью.

Этот вынужденный компромисс быстро стал очевидным, когда порожденное его дерзким протестом брожение умов привело к появлению куда более радикальных идей и движений. В 1524-25 гг.

всю Германию охватило пламя крестьянских восстаний, и Лютер осудил их с истеричной яростью человека, опасавшегося обвинений в свой адрес. А в 1530-х гг.

секта анабаптистов довела социальный и религиозный радикализм до крайних пределов, не признавая крещения в младенчестве и исповедуя чуть ли не коммунистические идеалы.

Между тем католики и лютеране воевали друг с другом с переменным успехом. В 1529 г. лютеранские государи и вольные города подали протест против решений рейхстага в Шпеере, после чего «протестантами» начали именовать всех, кто заявлял о своей приверженности к реформированной религии.

То и дело балансируя на краю пропасти, лютеранство могло бы окончательно погибнуть, если бы не занятость Карла V другими делами, у которого не доходили руки до полного искоренения ереси. Немецкие князья — равно католики и протестанты — не желали усиления Карла V.

и, презрев религиозные разногласия, католическая Франция заключила с ними союз, чтобы сообща повергнуть в прах императора.

По стопам Лютера

Лютер скончался в 1546 г., но войны в Германии не утихали до полного истощения противников, и только в 1555 г. был заключен Аугсбургский мир. В его основу были заложены сугубо политические принципы, однако европейцы все еще были далеки от религиозной терпимости. По условиям мира каждый государь мог сам выбирать религию и навязывать этот выбор своим подданным.

К тому времени лютеранство утвердилось почти во всей Северной Германии и Скандинавии, а в 1522-23 гг. стараниями Ульриха Цвингли (1484-1531) в Цюрихе (Швейцария) пустила корни несколько иная разновидность реформатской религии.

Расхождения между Лютером и Цвингли но ряду принципиальных вопросов свидетельствовали о быстром размножении всевозможных учений и сект. Свой собственный путь избрала и Англия, где король Генрих VIII порвал отношения с папой и объявил себя главой национальной церкви.

После бурного периода перемен и рецидивов католицизма на английский престол в 1558 г. взошла Елизавета I, и в стране восторжествовало протестантство.

Зарождение кальвинизма
К середине века протестантизм не только стал государственной религией во многих странах, по и завоевал прочные позиции в Шотландии, Франции, Нидерландах, Польше и Чехии.

В этих и других краях, где чаши весов все еще колебались, лютеранство уступило место более суровой, воинствующей форме новой религии — кальвинизму, основы которого изложены в книге Жана Кальвина «Наставление в христианской вере» (1536). Выходец из Франции, Кальвин (150964) приобрел особое влияние после 1541 г.

, поселившись в Женеве. Он превратил ее в «град Божий», считавшийся многими протестантами образцом общественного устройства.

Кальвин утверждал, что спасение (или проклятие) души не зависит от человеческого выбора, а изначально предопределено Богом. Те, кого он предназначил к спасению, назывались «избранными». Сколь бы мрачно ни звучала доктрина предопределения, в повседневной жизни кальвинисты вели себя так, словно все они были избраны Богом, соблюдая суровую нравственность и дисциплину.

Еще одной отличительной чертой кальвинизма была его организационная мощь, ибо вся религиозная, политическая и общественная власть принадлежала не государству, а пастору и общине.

Иными словами, идеальное кальвинистское государство — подобно Женеве — представляло собой теократию, в которой церковь управляла всеми делами общества и контролировала многие аспекты повседневной жизни.

Воинствующие радикалы

С твердой верой в свою богоизбранность суровые кальвинисты стойко переносили все преследования и проявляли чудеса храбрости в религиозных войнах, часто выступая «ударной силой» Реформации.

Однако к середине XVI века в стане противника тоже появилось немало убежденных бойцов. Перед угрозой протестантизма католическая церковь спешно взялась исправлять ошибки прошлого и перешла в контратаку, получившую название Контрреформации.

Тридентский собор (1545-63) выработал доктрину католической религии, не оставлявшую места компромиссу с протестантизмом.

Действенным «агентом» Контрреформации стал орден Иисуса (иезуитский), основанный бывшим испанским солдатом Игнатием Лойолой и официально признанный в 1540 г., а могучим оплотом католицизма в Европе служила Испания и ее набожный король Филипп П.

Европа в огне войны

Религиозные войны бушевали почти целое столетие вплоть до 1648 г. Во Франции они вылились в череду гражданских войн между католиками и гугенотами (протестантами), причем на стороне католиков то и дело ввязывались в драку испанские войска. Испания тоже воевала с еретиками, пытаясь усмирить мятежные Нидерланды и сломить морское господство Англии.

А с началом Тридцатилетней войны (1618-48) театр военных действий переместился в Германию, втянув Данию, Швецию, Испанию, Францию и другие страны в кровавый водоворот, где вопросы веры все чаще оттеснялись на второй план интересами великих держав.

К ожесточенному религиозному противостоянию (на этот раз между разными течениями протестантизма) привели и гражданские войны в Англии (1642-48).

К исходу Тридцатилетней войны католицизм отвоевал часть утраченных позиций (особенно в Восточной Европе), но могущество Испании клонилось к закату, и перспективы возрождения католической Священной Римской империи окончательно рухнули.

Источник: http://history.mediasova.com/history/278/reformaciya-metamorfoza-srednevekovoj-cerkvi/

Церковь в средние века

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Ссылаясь на «священные книги», Церковь эти события объясняла так, как это ей было выгодно. Священники утверждали, что стихийные бедствия «ниспосланы людям богом» в наказание за их непослушание господам, власти.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние.

В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей.

За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри.

Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Но не только трудом своих крепостных богатела церковь. Все трудящиеся должны были выплачивать ей десятину. Большой доход приносила церкви торговля «священными грамотами» — индульгенциями. Церковники внушали невежественным людям, что купившему индульгенцию бог простит все грехи.

Римские папы составили даже специальный прейскурант — за какое преступление сколько надо платить, чтобы получить «отпущение грехов». Другим доходным для церкви делом была торговля «мощами святых». В церквах и монастырях продавались поддельные части тела различных «святых».

При этом нередко оказывалось, что у одного и того же святого несколько носов, множество ушей, рук и ног.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Разделение христианской церкви

Положение христианской церкви в Византии и на Западе было неодинаковым. В Византии глава церкви — константинопольский патриарх — подчинялся императору. На Западе же глава церкви — римский папа — с распадом Франкской империи стал независимым. Папы завладели богатейшими землями. В Италии образовалось особое папское государство с центром в Риме.

Папы стремились подчинить себе и константинопольских патриархов. Но византийское духовенство противилось этому. Тогда в 1054 году папские послы от имени папы римского предали проклятию константинопольского патриарха. А византийский патриарх в ответ проклял папских послов. С этого момента христианская церковь разделилась на католическую и православную.

Сторонники каждой из этих церквей только свою веру считали настоящей и требовали себе первого места. Так возникли названия этих церквей: «католическая» означает «всеобщая»; «православная» — «истинная». Католическая церковь господствовала в странах Западной и Центральной Европы; православная церковь — в Византии и на Руси.

Однако обе эти церкви в равной мере служили классу феодалов, обманывали и ныне пытаются обманывать народ.

Могущество пап римских

Как огромный спрут, распустила католическая церковь свои щупальца по всей Западной Европе. Менялись королевские династии, но власть пап римских сохранялась. Папы провозгласили себя наместниками бога на Земле, а королей и императоров — своими вассалами. «Как свой блеск получает луна от солнца, так свою власть получает и император от папы», — говорил один из пап.

Чтобы обосновать свои мнимые права на верховную власть в Европе, папы изготовили подложную грамоту — «Константинов дар». В ней говорилось, будто бы древнеримский император Константин даровал папе верховную власть над всеми западными странами. К таким подлогам папы прибегали не раз.

А если какой-нибудь король не слушался, папа порой «отлучал его от церкви». Это означало, что король больше не признаётся католиком и вассалы могут ему больше не подчиняться. Местные феодалы, пользуясь разрешением папы, немедленно поднимали мятеж.

«Отлучение от церкви» заставило даже гордого германского короля босым, в одежде кающегося грешника три дня стоять на снегу, вымаливая себе у папы прощение.

Нередко папы, чтобы добиться послушания со стороны непокорных королей, накладывали запрет на богослужение в их странах. Тогда все попы и монахи лишались права служить в церквах службу, крестить новорождённых, отпевать умерших.

Для невежественных и тёмных людей того времени это было страшным бедствием; они не сомневались, что несоблюдение подобных обрядов грозит им адом в «загробной жизни». А местные феодалы снова пользовались случаем, чтобы восстать против короля. Так случилось в начале XIII века в Англии, когда король осмелился не подчиниться решению папы.

Вскоре он должен был раскаяться в своём неповиновении. Опустившись на колени перед папским послом, он признал себя вассалом Рима и обязался ежегодно выплачивать папе крупную сумму денег.

Папы побаивались сильных королей и с такими правителями спорили неохотно. Но чем слабее в стране была власть короля, тем свободнее распоряжался там папа. Многие папы строили планы подчинить себе весь мир, всех людей превратить в католиков, править ими и собирать с них налоги в свою пользу.

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Источник: http://informvest.ru/cerkov-v-srednie-veka.html